Фото: Unsplash
Дирекция РСТ со вчерашнего дня рассылает по СМИ и пабликам опровержение по следам скандального сообщения президента организации Ильи Уманского о необходимости ввести сбор для покупателей туров за границу. В РСТ настаивают, что его слова были неверно истолкованы. Мол, идею надо трактовать не как дополнительный налог с граждан, а как способ снизить финансовую нагрузку на туроператоров, который в итоге даже сделает зарубежный отдых доступнее.
В подтверждение предлагается математический расчет: «Достаточный размер стоимости для внесения в единый фонд может составлять не более 100 руб. за один реализованный тур. Для сравнения: сейчас туроператоры, наполняя фонд персональной ответственности в объеме 7% от объема реализованного турпродукта, несут нагрузку, в пересчете на каждый реализованный тур, в размере 1,4% при учете действующих банковских ставок. Фактически за каждый реализованный выездной тур стоимостью, например, 100 тыс. руб. туроператор платит в фонд 1,4 тыс. руб.».
Однако если взглянуть на текст исходной публикации «Интерфакса», то сомнений нет: журналисты истолковали все верно. Со ссылкой на пресс-службу РСТ там написано: «Президент РСТ Илья Уманский предложил изменить механизм финансовых гарантий и создать государственный фонд, в который каждый покупатель тура за рубеж платил бы сбор. Такой фонд, по его мнению, может стать аналогом экспортной пошлины на выездной туризм».
Приведена и цитата самого Уманского: «Альтернативой существующим инструментам мог бы стать единый туристический сбор в государственный внебюджетный фонд с каждого реализованного выездного турпродукта, который оплачивал бы потребитель по аналогии с туристическим налогом. Гарантии перед туристами в этом случае должно взять на себя государство, а дивиденды от денежных средств, уплаченных в такой фонд, могли бы быть направлены на развитие инфраструктуры внутреннего туризма, например, на проект «Пять морей и озеро Байкал»».
Очевидно, что рассылать новый пресс-релиз РСТ пришлось из-за крайне негативной реакции профессионального сообщества, потребителей, а возможно, и чиновников. Туроператоры выездного туризма недовольны, что инициатива, влияющая на их бизнес, не обсуждалась с ними. А граждане, судя по результатам опроса и комментариям, усмотрели посягательство на свое право свободно выезжать за границу.
Тезис Ильи Уманского о том, что даже на проценты от туроператорских накоплений можно строить целые курорты, тоже воспринят с возмущением. Получается, что на кону очень большие деньги. А где крутятся миллиарды, там и коррупция. Не далее как 19 октября СМИ писали о скандале вокруг экс-мэра Сочи Копайгородского, в квартире которого нашли 47 млн руб. в цветочных горшках.
Новый пресс-релиз РСТ выпущен с целью исправить ситуацию и хотя бы отчасти восполнить имиджевые потери. Но получилось плохо.
Цитата: «Эксперты РСТ уверены, что в случае появления нового альтернативного фонда, который придет на смену фонду персональной ответственности и институту страхования ответственности туроператоров, произойдет снижение нагрузки на бизнес, и неизбежно – снижение стоимости туров для конечного потребителя».
Это или плохое знание экономики турбизнеса, или лукавство, уверены эксперты. Даже если туроператоров освободят от отчислений в фонды персональной ответственности и заменят их сторублевым сбором с туристов, в ценообразовании ничего не поменяется. Стоимость услуг в сфере выездного туризма определяет рынок, поэтому те 1400 руб. экономии с каждых 100 тыс. в цене тура, о которых пишет РСТ, просто растворятся в ежедневных колебаниях. Они могут возникать не только из-за изменений в балансе спроса и предложения, но также из-за курсовой разницы или воздействия внешних причин.
«Похоже, дирекция РСТ не очень в курсе ценообразования в туроператорском бизнесе. Туры продаются по рыночной цене, и никакие 100 руб. против 1400 не способны повлиять на конечную стоимость», – прокомментировал расчеты РСТ топ-менеджер одной из компаний.
Неудачный формат подачи инициативы Уманского, отсутствие продуманной аргументации вкупе с проблемами внутри РСТ, где между президентом и основными участниками нет конструктивного диалога, приводят к тому, что проблемы, накопившиеся в отрасли, не решаются. Речь, прежде всего, о сложившейся системе фингарантий, при которой туроператоры не могут оформить фингарантии, так как страховщики отказываются их страховать. А туристы в случае банкротств получают, как правило, малую часть от стоимости несостоявшихся туров. Однако находятся эксперты, которые видят в происходящем позитив. «Власть и бизнес пытаются сейчас найти новые решения. Некоторые инициативы бывают сырыми и не до конца продуманными. Совместными усилиями мы найдем верные решения. Илья – умнейший человек, надежный, неравнодушный. Ошибок не делают только бездельники», – уверен Алексан Мкртчян, основатель сети турагентств «Розовый слон».
Автор: Редакция TourDom.ru Скандалы, сигналы, Россия,
Источник: tourdom.ru